Методические рекомендации учителям начальных классов по организации
самостоятельной работы на уроках
1. Самостоятельная работа:
а) должна присутствовать на каждом уроке (10 минут);
б) хорошо, если носит разноуровневый характер;
в) предусматривает помощь учителя;
г) проверка осуществляется сразу же на уроке;
д) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Начиная работу:
1. Выясните, подготовлена ли она:
- устными упражнениями;
- выполненным домашним заданием;
- выполненным аналогичным заданием на уроке.
2. Определите цель работы:
- закрепление знаний;
- углубление знаний;
- проверка домашнего задания;
- подготовка к объяснению нового материала.
3. Определите содержание знаний:
- по образцу (на уроке первичного усвоения знаний);
- по сходной ситуации (на закреплении);
- в измененной ситуации (на повторении).
- Определите время, необходимое для выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, сильному дайте дополнительное задание).
- Определите форму осуществления самоконтроля:
> по готовому решению;
> по устному ответу;
> взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).
6. Определите, какая помощь будет оказана:
- памятка-алгоритм;
- помогающие карточки;
- включение в работу консультанта.
7. Определите, какие средства будут использованы при проверке:
- индивидуальные доски;
- «крылья» доски;
- экранные средства;
- самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решений с решениями в тетрадях.
8. Начиная работу, сообщите детям:
- время, отпущенное на задания;
- цель задания;
- в какой форме оно должно быть выполнено;
- как оформить результат;
- какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному»)
9. Продумайте действия учителя на уроке и после самостоятельной работы:
- сообщите критерии оценки;
- организуйте проверку;
- подведите итог.
Виды самостоятельных работ
Признаки классификации самостоятельных работ |
Формы и цель самостоятельных работ |
1. По дидактической цели |
1. Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала. 2. Для изучения нового материала. 3. Для систематизации знаний. 4. Для закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений. 5. Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации. 6. Проверочные, контролирующие. |
2. По характеру познавательной деятельности |
1. Копирующего характера, выполняемые по образцу. 2. Частично-поискового характера. 3. Исследовательского характера. |
3. По формам организации учебной деятельности учащихся. |
1. Фронтальные. 2. Групповые (по дифференцированным заданиям). 3. Парные (по вариантам, дифференцированные). 4. Индивидуально-дифференцированные. |
4.По источнику знаний |
1. С учебником, справочником или другими печатными пособиями. 2. По составлению плана, конспекта лекции, на основании прочитанного или услышанного. 3. По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями. 4. С раздаточным материалом. 5. По выполнению опытов. 6. С моделями. 7. По устному и письменному решению расчетных и качественных задач. 8. По написанию диктантов. 9. По экспериментальному решению задач. 10. По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ. |