Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Виртуальный методический кабинет

Дата: 9 марта 2015 в 13:50, Обновлено 19 декабря 2015 в 21:58

Региональная модель учреждения образования в воспитании подрастающего поколения

Аннотация

       В статье обоснована необходимость организации экологического воспитания  учащихся в учреждении образования.  Раскрыты условия  создания и реализации региональной модели учреждения направленной на  воспитание у школьников основ экологической культуры, через реализацию идей устойчивого развития.

      Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура.

 

Воспитание подростков было и остается одним из перспективных направлений работы учреждения образования и педагогического коллектива. Чем более полными, глубокими, яркими и содержательными  будут знания детей и молодежи о родных местах, людях, прошлом и настоящем края, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач воспитания, обозначенная в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь -  формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии [1, с.17-19.]

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чувство Родины начинается с восхищения того, что мы видим перед собой и,  что можем показать детям,  чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе. И, хотя, многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. У людей, живущих в современном мире, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и, в то же время, может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых?   Позиция педагога по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её [2, с.49-50]. Поиск оптимальных путей воспитания любви детей к родному краю, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания учащихся.

Сейчас все понимают, что  любить природу недостаточно.  Необходимо  понимать насколько всё в природе взаимосвязано. Научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии.  

         Проблемой экологии в своём учреждении мы  занимаемся уже много лет. Чем вызван такой интерес к экологическим проблемам? 
Особое положение нашего учреждения (придорожная зона) и  слабые знания учащихся об экологии. Исходя из этого,   мы начали решать вопросы экологии на локальном уровне, взяв за основу девиз: «Мысли глобально -действуй локально».  И начали с самого начала. Экологические проблемы решали на единстве трёх составных частей: «Природа – общество – человек», а также обозначили задачу экологического воспитания в учреждении образования – заставить учащегося задуматься, какова моя личная роль в сохранении природного равновесия. 

Работа над  реализацией поставленных задач началась с подборки  теоретического материала по теме: «Экологическая культура и проблемы экологии. Возможности школы по решению проблемы» и создания своей модели экологического воспитания учащихся. Свою региональную модель мы видим в сотрудничестве всех участников воспитательного процесса по достижению конечного результата. В процессе воспитания учащегося, согласно нашей модели, принимают активное участие представители учреждений дополнительного образования. В свою очередь для реализации проектов, исследовательской работы мы задействовали родительскую общественность, шефские организации, местное сообщество в лице  депутатов сельского исполнительного комитета посёлка. Работа  всех участников  была направлена на решение экологических проблем и  прежде всего, на региональном, и локальном уровне. Иначе сказать вся работа – это междисциплинарный процесс, всестороннее изучение экологических проблем своей местности. Есть ли практический результат нашей работы в школе? С уверенностью можно сказать – да! Как пример: проведение викторин, бесед, диспутов на экологическую тематику, конкурсы плакатов и рисунков «Чистая земля», выставки цветочных композиций, поделок. Участие в ежегодном районном и областном конкурсе исследовательских работ «Молодёжь и экологические проблемы современности», ухаживание за комнатными цветами и цветочными клумбами. Но начиналось всё с того, что учащиеся учреждения изготовили скворечники для птиц, которые в дальнейшем передали местному лесничеству и заложили на территории учреждения плодовый сад. А уже дальше необходимо было решить для себя, а что мы можем сделать ещё? И идея пришла. Конечно не без помощи общественности. Целый год мы работали над  реализацией нового для нас проекта «Экологический выбор».   Главная цель, которого формирование экологической культуры участников образовательного процесса, населения микрорайона через совершенствование потребительских привычек, формирования  у учащихся  чувств личной ответственности за все живое на Земле. Мы учили детей заботиться о сохранности и планомерном использовании природных ресурсов. Совместно с учащимися мы шили сумки и проводили акции «Экологический обмен»,  в рамках которых производили обмен  полиэтиленовых бутылок на сумки. Учащиеся учреждения принимали активное участие  в работе объединения по интересам «Из ненужного в полезное». На занятиях изготавливали сувениры и малые архитектурные формы. Многие из поставленных нами задач уже выполнены. Отдельные школьные инициативы становятся значимыми не только внутри, но и вне школы, привлекается внимание местного сообщества к проблемам микрорайона,  повышается статус школы в посёлке.

Развитие  современного учреждения невозможно без инноваций. Основа любой инновации – идея, которую мы хотим претворить, а не технологии, которые уже существуют. Идея же базируется на рациональном использовании человеческих ресурсов.  Однако важно помнить, что универсальных региональных моделей не существует, и поэтому, каждому педагогическому коллективу предстоит определить свои приоритетные задачи и действия в области экологического воспитания подрастающего поколения.

Литература

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информации. Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

2.Лешкевич, Е.А. Воспитание экологической культуры/ Е.А.Лешкевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. - №4. – С.49-50.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.