Особенности процедуры централизованного тестирования
- Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
- Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
- ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
- ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
- Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
- Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
- Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
- Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
- Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.
Правила подготовки к экзаменам
- Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
- Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
- Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
- Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
- Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
- При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
- Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
- тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
- тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
- Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
8. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
9. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
10. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
11. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
- В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин.
- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
12. Использовать смехотерапию.
13. Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
14. Заботиться о своем здоровье:
- Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
- Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
- Отдыхать на природе.
Накануне экзамена
1. Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
3. Подготовить все необходимое, одежду.
4. Настроиться на успех.
5. Хорошо выспаться.
6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
7. Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).
На экзамене
1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
2. Осмотреться и успокоиться.
3. Сконцентрироваться:
- мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
- сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
- сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
- провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
4. Контролировать время, распределив свою работу.
5. Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
6. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания.
7. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
8. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
9. Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.
Будьте уверены в себе – и вы справитесь!
Методические рекомендации
по подготовке учащихся
к централизованному тестированию
Внедрение тестовых технологий в образовательный процесс
Контроль на основе использования тестовых технологий имеет следующие преимущества:
Объективность оценки (влияние субъективных факторов исключено).
Эффективность (можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле).
Надёжность (тестовая оценка однозначна и воспроизводима).
Дифференцирующая способность (в тестах содержатся задания различного уровня).
Реализация индивидуального подхода в обучении (возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся).
Сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.
Мы можем предложить вам различные виды тестов, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности (стимулирующих занятиях, факультативах). Их можно применять на уроках при повторении материала (тематический, итоговый), при объяснении нового материала (входной, диагностический), на уроках обобщения материала (поурочный, промежуточный).
По процедуре создания |
стандартизированные нестандартизированные |
По средствам предъявления |
тетради бланки компьютер на доске в проекции на экране |
По ведущей ориентации |
мощность скорость смешанные |
По целям |
входной диагностический тематический итоговый промежуточный поурочный |
Правила составления тестовых заданий
· Не проверять то, чему вы школьников не учили. Цель тестирования – выяснить, что ученики усвоили в период обучения. Содержание тестов не должно выходить за рамки учебной программы.
· Составляя тесты, вы должны помнить о том, что они проверяют знания по учебным предметам, а не общие знания.
· Все варианты тестов должны быть равноценны по степени сложности.
· Содержание тестовых заданий должно составляться по нарастающей степени сложности (от простого к сложному), чтобы и слабый ученик мог выполнить какой-то процент заданий. Каждый вариант теста может быть разбит на три части: А, В, С.
· А - соответствует базовому уровню подготовки (60 %).
· В - вопросы, изучаемые на повышенном уровне(30 %).
· С - наиболее сложные вопросы, изучаемые на углубленном уровне (10 %), вопросы творческого характера.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по математике
Математика является учебным предметом, где невероятно сильна преемственность в обучении. Для того чтобы получить высокие результаты на централизованном тестировании, необходимо добиться успешного усвоения знаний, которые формируются на II ступени обучения.
К таким важным результатам обучения математике относятся:
– вычислительные умения (учащиеся должны осознавать, что ни на экзаменах, ни на централизованном тестировании нельзя пользоваться калькулятором; поэтому особый акцент следует сделать на рациональных способах вычислений);
– умение преобразовывать алгебраические выражения, выражения, содержащие степени с целыми показателями и квадратные корни;
– умение решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения, неравенства и их системы (нужно обращать внимание на экономичность записей при решении тестовых заданий);
– умение строить графики элементарных функций, определять по графику свойства функций;
– умение решать текстовые задачи;
– умение решать планиметрические задачи.
Учителям математики, готовящим выпускников к итоговой аттестации, необходимо в начале учебного года получить достоверную информацию об уровне подготовки учащихся по основным разделам алгебры и геометрии и своевременно организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. С этой целью и организовывается вводное повторение.
Вполне понятно, что решить проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся старших классов только с помощью организации вводного повторения не удастся. Целесообразно организовать еще и индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью карточек индивидуальной коррекции знаний проводить систематический мониторинг знаний учащихся.
Можно составить диагностические карты по темам. Например: диагностическая карта по теме «Тригонометрические функции числового аргумента»
Ф.И.ученика |
Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса |
Четность, нечетность тригонометрических функций |
Вычисление значений тригонометрических функций |
Знание основных тригонометрических тождеств |
Применение основных тригонометрических тождеств |
Доказательство тождеств |
Отметка |
+ |
‑ |
+ |
+ |
+ / ‑ |
+ / ‑ |
+ |
«+» ‑ усвоено;
«+ / ‑» ‑ частично усвоено;
«‑» ‑ не усвоено.
Исходя из имеющихся результатов, проводится коррекция знаний учащихся.
Традиционно в учебный процесс на уроках математики включаются устные упражнения (чаще всего для актуализации знаний), однако они недостаточно эффективно используются в других целях.
Например:
Найти сумму корней уравнения (или корень, если он один)
Большинство учащихся начинает решать это уравнение, приводя дробь к общему знаменателю, что увеличивает время на решение задачи и часто приводит к вычислительным ошибкам. Однако при внимательном рассмотрении условия задачи можно заметить, что в левой и правой частях уравнения содержится одинаковое выражение. Тогда уравнение устно приводится к виду . Учитывая, что , получаем ответ .
Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме, устранение пробелов в знаниях проводится с успехом на грамотно построенных обобщающих уроках, при выполнении классных и домашних тематических тестов.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по химии и биологии
Прежде чем начать систематическую работу с учащимися по подготовке к централизованному тестированию, необходимо проанализировать материалы прошлых лет. Затем разделить весь отобранный для изучения материал на приемлемые по размеру блоки и разделы.
В ходе изучения материала полезно структурировать его путем составления планов, схем, таблиц, графиков, рисунков. Целью этой работы является помощь в заполнении той информации, которую невозможно усвоить без интенсивного повторного просмотра и заполнения.
После изучения каждого раздела педагогу необходимо проводить тематический контроль, по итогам которого планировать коррекционную работу, а затем - итоговый тест.
При подготовке к тестированию необходима систематическая работа с биологическими терминами. Биология, как любая наука, имеет свой язык, которым необходимо владеть. Абитуриенту нужно понять и запомнить около тысячи биологических понятий и определений. Для этого можно, конечно, использовать биологические словари. Но для облегчения процесса запоминания лучше составлять собственный. Учащийся просто записывает на первой странице тетради все термины с их расшифровкой на букву «А», на второй – на букву «Б» и т.д. В тетради необходимо предусмотреть поля для внесения корректив и дополнений, используемых из других источников информации. Не нужно загромождать словарь, переписывая в него хорошо известные термины. Активная работа со словарем – поиск, расшифровка, запись термина, его дополнение, регулярное просматривание накопленного словарного материала – помогает учащемуся овладеть биологической терминологией.
С этой же целью можно использовать биологические карточки – тот же словарь, только разрозненный. На одной стороне небольших карточек учащийся пишет термин, на другой стороне – его расшифровку. Карточки желательно носить с собой все время, чтобы просматривать их при любом удобном случае (на автобусной остановке, на перемене, во время рекламы по телевизору). Следует вытащить карточку из пачки наугад, попытаться вспомнить термин и лишь потом перевернуть ее и прочитать правильное определение. Очень полезно работать с карточками вдвоем или группой, устраивая своеобразную викторину. Систематическая работа с использованием этих приемов поможет успешно освоить все разделы биологии.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по иностранным языкам
Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию как основной форме контроля учебных достижений школьников должен быть представлен в системе, которая заключает в себе определенную последовательность этапов.
I этап
Определение порядка работы учителя иностранного языка в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Подбор необходимых учебников, пособий, учебных материалов с грифом Министерства образования Республики Беларусь.
Планирование факультативных занятий, уроков по иностранному языку, проведение которых направленно на совершенствование навыков написания тестовых заданий.
II этап
В начале изучения новой темы проводится диагностический тест, который дает возможность определить качество полученных ранее знаний, степень их усвоения.
Учащимся предлагается система тренировочных упражнений (тестов), направленных на воспроизведение и совершенствование ранее изученного.
Проводятся коррекционные тесты, которые помогают определить преподавателю, какие знания учащиеся усвоили не в полном объеме, чтобы организовать работу по устранению пробелов.
Перед тематическим тестом осуществляется детальный анализ заданий, его соотношение с определенным разделом иностранного языка, характер умений, необходимых для выполнения того или иного задания.
Учащимся предлагается тематический тест. Он является третьим, заключительным в системе подготовки к централизованному тестированию (диагностический – коррекционный - тематический) и проводится по определенной теме, которую должны усвоить учащиеся.
III этап
Диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося. Определение пробелов в знаниях учащихся.
Коррекция деятельности учителя иностранного языка по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.
На этом этапе работы деятельность учителя-предметника не заканчивается, а только начинается. Заканчивая работу III этапом, следует проанализировать предыдущие результаты, чтобы поставить новые цели и определить направления нового (I этапа) работы.
При подготовке к тестированию важно помнить, что только четкое планирование деятельности учителя с последующей диагностикой результатов и коррекцией дальнейшей деятельности, учитывая при этом знания каждого учащегося, способствуют повышению качества знаний и улучшению результатов по централизованному тестированию.
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по русскому языку
Централизованное тестирование – форма измерения образовательных достижений с использованием единых педагогических требований. Его результаты важны не только для выпускников, но и их родителей и педагогов.
Тест-экзамен ставит перед собой цель проверить владение учащимися нормами русского литературного языка: теоретическими и практическими навыками по фонетике, морфемике и словообразованию, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи. К нему нужна особая подготовка. Необходимо видеть и знать структуру теста, уметь применить определенное правило.
Для централизованного тестирования используются материалы, содержание которых соответствуют требованиям программ, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
Работа по подготовке к централизованному тестированию – длительный и многогранный процесс. Ее основная цель – выявление пробелов в знаниях учащихся. Чем раньше они выявлены, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению. Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка учащихся, тренировка в выполнении тестов, позволяет прийти к более высокому результату.
Приступая к работе, учителю прежде всего необходимо выработать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Большую роль здесь играет методическая и психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Он должен помочь выпускникам не только в повторении курса, но и дать представление о том, какие темы являются наиболее трудными, какие вопросы вызывают наибольшее количество ошибок, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Учителю прежде всего необходимо:
- Вести мониторинг коррекции пробелов в знаниях учащихся.
- Согласно мониторингу:
- определить слабые и сильные стороны полученного образования;
- выработать оптимальные формы и методы работы как индивидуальной, так и групповой;
- подобрать тематический комплекс учебно-тренировочных упражнений, которые должны способствовать выработке определенных умений, обеспечивающих твердое усвоение правил.
- Разработать в помощь ученикам алгоритмы рассуждений, опорные схемы, конспекты и т.д. для наиболее сложных в понимании тем, применении правил.
- После комплекса упражнений разработать тематический тест для проверки усвоения пройденного материала.
- Помочь выпускникам в подборе литературы и практических заданий для самостоятельной отработки материала.
Рэкамендацыі па падрыхтоўцы да тэсціравання па беларускай мове
Пры рэалізацыі асабістай сістэмы навучання настаўніку варта кардынальна змяніць не толькі тактыку, але і стратэгію узаемадзеяння з вучнем: успрымаць яго як паўнапраўны суб'ект навучання, выхоўваць самастойнасць пры вызначэнні мэт дзейнасці, развіваць пазнавальныя і камунікатыўныя навыкі. Вялікую ролю тут адыгрывае псіхолага-педагагічная кампетэнтнасць настаўніка: валоданне методыкай навучання і фармавання матывацыі вучняў, аналітычнымі здольнасцямі і навыкамі педагагічнага прагнозу, рэфлексіяй сваёй дзейнасці і рэфлексійным кіраваннем дзейнасцю вучняў.
Тэсціраванне мае на мэце праверку ступені валодання выпускнікамі ўсімі літаратурнымі нормамі беларускай мовы - арфаэпічнымі, лексічнымі, акцэнталагічнымі, граматычнымі стылістьганымі, арфаграфічнымі і пунктуацыйнымі.
У тэставай рабоце правяраецца практычная пісьменнасць, культура мовы і моўная кампетэнцыя навучэнцаў, веданне граматыкі, стылістыкі беларускай мовы. Праверка ўзроўню валодання вучнямі тэарэтычнымі ведамі і набытымі практычнымі ўменнямі пры вывучэнні беларускай мовы носіць аб'ёмны і ўсебаковы характар.
Пры арганізацыі падрыхтоўкі да тэсціравання настаўніку неабходна перш за ўсё вывучыць асаблівасці работы з тэстам, пажадана самому выканаць тэставыя заданні, пры гэтым зафіксаваць час на іх выкананне. Наступным этапам работы настаўніка павінен стаць аналіз саміх заданняў тэсту: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.
Вельмі важна навучыць дзяцей правільна размяркоўваць час пры выкананні тэставых заданняў, умець пераключаць увагу з адной тэмы на другую, параіць выконваць тыя заданні, якія пададуцца ім болып лёгкімі, бо кожнае правільна выкананае заданне дабаўляе балы.
Экзамен у любой форме - сітуацыя экстрэмальная, таму выпускнікам важна псіхалагічна падрыхтавацца да гэтага: настроіць сябе на пазітыўныя адносіны да будучых іспытаў, навучыцца канцэнтраваць увагу, кантраляваць свае эмоцыі.
Паспяховасць выканання тэставых заданняў забяспечваецца правільным падыходам да выкарыстання сваіх ведаў, уменняў, навыкаў, а таксама псіхалагічных рэсурсаў.
Этапы падрыхтоўкі да тэсціравання як асноўнай формы кантролю
вучэбных дасягненняў вучняў
Іэтап
1. Вызначэнне парадку работы настаўніка па прадмеце.
2. Падбор неабходных падручнікаў, дапаможнікаў з грыфам Міністэрства адукацыі.
3. Планаванне урокаў з унясеннем неабходных змен у размеркаванне колькасці гадзін.
4. Арганізацыя набыцця неабходных табліц і схем, дапаможнікаў па мове для падрыхтоўкі да тэсціравання і пісьмовага экзамену.
II этап
1. На пачатку вывучэння новай тэмы праводзіцца дыягнастычны тэст, які дае магчымасць высветліць якасць атрыманых раней ведаў (ступень засваення).
2. Вучням прапануецца сістэма трэніровачных практыкаванняў (тэстаў), накіраваных на аднаўленне і паглыбленне раней вывучанага.
3. Праводзіцца(яцца) карэкцыйныя тэсты (работы).
4. Перад тэматычным тэстам аналізуюцца заданні: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.
5. Пасля правядзення вышэй адзначанай работы вучням прапануецца тэматычны тэст.
6. Да правядзення кантрольных, прамежкавых, выніковых, рэпетыцыйных тэстаў вучні 10-11 кл. знаёмяцца з індывідуальнай картай і парадкам карыстання ёю, ведаюць умовы работы над тэстам.
III этап
Рэфлексія
Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по истории и обществоведению
Для повышения уровня подготовки выпускников по предметам историко-обществоведческого цикла необходимо уделять особое внимание:
- определению исторических понятий по перечисленным типичным чертам, локализации исторических фактов во времени и пространстве;
- повторению и обобщению наиболее значительных и тяжелых для учащихся элементов содержания предмета (причины, особенности, значение, итоги социально-экономических и политических реформ, их влияние на развитие общества; сущность и противоречивость исторических явлений и процессов и пр.);
- формированию умений использовать полученные знания в новой ситуации;
- правильному использованию исторической терминологии и ключевых понятий, персоналий всех тем и разделов курса.
Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию, как основной форме контроля учебных достижений учащихся должен быть представлен в системе:
- определение порядка работы учителя в рамках урочной и внеурочной деятельности. Выработка приемлемых форм и методов (как индивидуальных, тук и групповых);
- подбор необходимых учебников, пособий, учебно-методических материалов для работы с учащимися;
- планирование уроков с внесением необходимых изменений в распределении количества часов, факультативных и стимулирующих занятий;
- проведение профориентационной работы среди старшеклассников; систему подготовку корректировать с учетом изменения профориентационных намерений выпускников;
- формирование банка данных о профессиональных намерениях выпускников;
- информирование родителей по вопросам подготовки к централизованному тестированию (проведение диагностического, репетиционного тестирования и др.), уровня знаний учащихся 11 классов по истории и обществоведению, профессиональной ориентации учащихся, вариантам поступления и трудоустройства выпускников;
- оформление индивидуальных, технологических карт учащихся;
- проведение тестирования в общеобразовательных учреждениях по предметам–диагностическое, коррекционное, итоговое. Организация обязательного участия выпускников в трех этапах репетиционного тестирования;
- диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося;
- заполнение индивидуальных, технологических карт по этапам тестирования;
- коррекция деятельности учителя истории по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.
При подготовке к тестированию учителю необходимо четко планировать свою деятельность с последующей диагностикой результатов и коррекцией знаний каждого учащегося, что способствует повышению качества знаний и улучшению результатов централизованного тестирования.