Проект
«Экологический выбор»
Цель: организовать пошив и распространение матерчатых сумок, тем самым способствовать формированию экологической культуры участников педагогического процесса, населения микрорайона через совершенствование потребительских привычек.
Задачи:
• наладить сотрудничество участников педагогического процесса с другими
сообществами;
• организовать пошив матерчатых сумок;
• провести информационную кампанию;
• организовать и провести акцию в микрорайоне «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика на льняные сумки»;
• проанализировать собственные потребительские привычки;
Предполагаемый результат:
• пошив матерчатых сумок;
• создание положительного имиджа школы;
• распространение матерчатых сумок как альтернатива пластиковых пакетов;
Обоснование выбора
Одной из отличительных черт современного мира является глобализация современных обществ, которая подразумевает ускоренное экономическое развитие, слияние капиталов, стирание межнациональных границ. Кроме того необходимо отметить, что одним из главных противоречий современного развития общества является несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды. Человечество способно обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений.
Сегодня педагоги и учащиеся учреждения стали инициаторами нового для нас проекта «Экологический выбор», в рамках которого предполагается пошив сумок. Население Беларуси, и в особенности молодежь, не придает должного значения экологической безопасности в своей повседневной жизни, отдавая предпочтения полимерным материалам и, что самое печальное, избавляясь от использованной пластиковой упаковки путем ее сжигания. Нет сомнения, что полностью отказаться от использования продуктов полимерной индустрии в ближайшем времени не представляется возможным.
Реализуя данный проект, мы хотим ограничить количество используемого пластика, следовательно, уменьшить пагубное воздействие на наш организм и окружающую природу.
Временные рамки реализации проекта 2023-2024 учебный год
Этапы реализации проекта
№ |
Название этапов |
Сроки этапов |
Планируемый результат |
1 |
Подготовительный Задачи: -составить коммерческие предложения по реализации проекта; - определить партнеров и их роль в реализации проекта; - сформировать инициативную группу; -подготовить технологическую характеристику проекта |
2023 |
Определение основных теоретических концепций по решению данной проблемы. Составление сметы расходов на материалы. Определение видов работ Определение контингента участников проекта |
2 |
Практический Задачи: - приобрести, необходимые материалы для изготовления сумок; -разработать дизайн матерчатых сумок; -разработать технологическую карту по пошиву матерчатых сумок; -организовать пошив матерчатых сумок |
2023, 2024 |
Разработка эксклюзивных моделей массового пошива сумок. Разработка технологической карты сумок. Определение схемы пошива матерчатых сумок. |
3 |
Исследовательский Задачи: -проанализировать собственные потребительские привычки; - провести анализ сокращения отходов. |
2023 |
Качественный анализ собственных привычек. Результаты исследований. |
4 |
Информационный Задачи: - провести информационную кампанию. |
2024 |
Публикация о проекте |
5 |
Заключительный Задачи: - организовать и провести акцию в деревне «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика на сумки»; -составить проектные предложения по дальнейшему сотрудничеству. |
2024 |
Проведение акции «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика на льняные сумки». Оформление новых проектных предложений. |
Подготовительный этап
Цель: создание условий для реализации проекта в соответствии с поставленными задачами.
Задачи:
- сформировать инициативную группу;
- составить коммерческие предложения по реализации проекта;
- определить партнеров и их роль в реализации проекта;
- определить механизм выполнения видов работ в рамках проекта.
Реализуя проект по пошиву матерчатых сумок, мы способствуем:
• формированию экологического самосознания учащихся, педагогов и родителей;
• снижению уровня загрязнения окружающей природы;
• оптимизации раздельного сбора бытовых отходов, организованного ранее.
Неограниченные потребности, ограниченность ресурсов и множество вариантов их использования диктуют необходимость обоснования экономической эффективности проекта, который сопровождается вложением и использованием ресурсов. При оценке эффективности нашего проекта мы руководствовались принципом рационального поведения, суть которого заключается в достижении максимума результатов при имеющихся ограничениях. Таким образом, была составлена смета расходов по проекту.
Для того, чтобы хорошая идея превратилась в хороший проект, который найдет поддержку, необходимо проделать серьезную аналитическую работу и разработать все составляющие проекта.
После составления сметы проекта был разработан механизм выполнения технической части проекта. В результате такой деятельности мы ответили на следующие вопросы: Кто? Когда? Где? С кем? Зачем?
Практический этап
Цель: организовать пошив и распространение матерчатых сумок.
Задачи:
- приобрести ткань, необходимые материалы для изготовления сумок;
- разработать дизайн матерчатых сумок;
- разработать технологическую карту по пошиву матерчатых сумок;
- организовать пошив матерчатых сумок.
Как в любом исследовании, практический этап в работе над проектом имеет огромное практико-ориентированное значение. В результате работы на данном этапе мы планируем приобрести ткань и все необходимые материалы для технической части реализации проекта. И в этом вопросе мы будем опираться на социальных партнеров, с которыми ведутся переговоры о сотрудничестве. Параллельно группа учащихся во главе с руководителем разрабатывали модели сумок для учащихся, всего было создано 9 различных моделей. Сумка для продуктов, школьных принадлежностей, вечерние сумки с ручной вышивкой или различными украшениями. Когда будут сшиты первые сумки, надеемся, что желающих получить в подарок такую сумку будет очень много как среди учащихся, так и педагогов и родителей.
Таким образом, сумки «массового пошива» приобретут индивидуальность с одной стороны и принадлежность к школьному сообществу с другой стороны. Техническая часть реализации проекта подвигла наших руководителей разработать необходимые инструментарии:
• Санитарно- гигиенические требования;
• Технологическая последовательность изготовления сумок;
• Технологическая последовательность раскроя сумок;
• Организация рабочего места
На сегодняшний день процесс по пошиву сумок выглядит следующим образом:
созданы рисунки сумок и разработаны технологические карты на изделие. Естественно, что такое большое количество сумок без партнерской помощи сшить не возможно. Необходимо отметить, что материалы на пошив сумок мы попросили на фабрике «8 Марта» в г.Гомеле.
Исследовательский
Цель: изучить потребительские привычки и их влияние на поведение человека.
Задачи:
- проанализировать собственные потребительские привычки;
- провести анализ сокращения бытовых отходов по учреждению.
В настоящее время полимерные материалы прочно вошли в жизнь своевременного потребления и используются везде и всегда, даже без повода. К ним относятся и всем известный полиэтилен, без которого не обходится ни один поход современного покупателя в магазин, и который бездумно выбрасывается после возвращения домой. К сожалению, многие не придают значения тому, что даже однажды купленный полиэтиленовый пакет может служить еще некоторое время. В большинстве случаев полиэтиленовые пакеты и прочие виды пластика грозно возвышаются на полигонах твердых бытовых отходов, либо «украшают» пляжи и лесные массивы вблизи мест отдыха. Матерчатые сумки, в отличие от полиэтиленовых пакетов, несомненно, более экологичны, т.к. изготовлены из натурального материала (ткани), служат дольше, легко подлежат ремонту, разлагаются в окружающей среде после своего длительного использования. Не стоит упускать из виду и экономию денег - матерчатая сумка экономит не один десяток полиэтиленовых пакетов. Известно, что полиэтиленовые пакеты не разлагаются в окружающей среде. Нет сомнения, что полностью отказаться от использования продуктов полимерной индустрии в ближайшем времени не представляется возможным. При этом совершенно очевидно, что ограничить объем использования полиэтиленовых пакетов мы в состоянии.
Таким образом, отдавая предпочтение полиэтиленовым пакетам, мы нерационально используем свой семейный бюджет. Вместо того, чтобы поддерживать свои иммунитет витаминами, покупая фрукты и овощи, мы каждый раз тратим деньги на пакеты, которые потом выбрасываем. При этом загрязняем окружающую природу, наносим вред своему здоровью.
Информационный
Задачи:
- провести информационную компанию
- подготовить публикации по проекту
Информационная кампания - это комплексная система мер воздействия на определенные группы населения с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью побуждения к принятию новых моделей поведения.
Организуя данную работу мы придерживались следующих принципов:
• кампания должна углублять знания, влиять на поведение и отношение целевой группы к тому или иному явлению. Недостаточно просто предоставить информацию, необходимо вызвать эмоциональный отклик.
• Идеи и послания (тексты, сообщения), используемые в информационной кампании, должны быть простыми и понятными. Что мы планируем сделать в рамках информационной кампании:
1. Изготовить и оформить информационный стенд в учреждении.
2. Разработать информационные листовки, которые будут распространятся среди учащихся школы их родителей и жителей микрорайона.
3. Подготовить статья в газете о реализации проекта.
4. Провести презентацию сумок в рамках мероприятия, посвященного празднованию дня посёлка.
Заключительный
Цель: организовать распространение матерчатых сумок на уровне деревни.
Задачи:
- организовать и провести акцию в микрорайоне «Обмен полиэтиленовых пакетов и пластика на льняные сумки;
-составить проектные предложения по дальнейшему сотрудничеству сообществ, с целью распространения матерчатых сумок, а также формирования экологической культуры участников педагогического процесса, населения микрорайона через совершенствование потребительских привычек в дальнейшем планируется продолжить работу над проектом.
Исследовательский
практико-ориентированный проект
«Защитим сад»
Участники проекта: педагогический коллектив учреждения, учащиеся 5-11 классов
Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты.
Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.
Цель проекта:
- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- содействие улучшения экологической обстановки в деревне Уза;
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, педагогического коллектива, жителей д.Уза.
Задачи проекта:
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания учащихся учреждения;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся учреждения;
- усиление региональной направленности экологического образования;
- привлечение взрослого населения, подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
-формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
- развитие инициативы и творчества учащихся и педагогов через организацию социально значимой деятельности;
- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры учащихся;
- исследование фруктового сада, анализ результатов, формирование мероприятий по их оптимальному использованию и наведению порядка в нём
Ожидаемые результаты:
- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды на территории деревни;
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей учащихся;
- благоустройство, восстановление и очистка фруктового сада деревни Уза;
- ежегодная организация экологического отряда школы;
- повышение и пропаганда экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья населения деревни;
- привлечение внимания населения деревни к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Сроки реализации проекта: 2023 – 2024 год
Основные направления социально значимого проекта:
- Учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования, выполнения исследования, с освещением результатов работы и публикацией работы в школьной газете;
- Участие учащихся учреждения в различных мероприятиях и акциях по очистке территории сада, охране и благоустройству территории сада;
- Знакомство с работой экологических служб крупных предприятий района, изучение работы экологических лабораторий;
- Участие учащихся учреждения в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, республиканского масштабов.
Обоснование актуальности проекта.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?
Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с юности? Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.
Нам кажется, что только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных выпускников учреждения.
После изучения современной экологической обстановки в нашем посёлке, мы пришли к выводу о необходимости активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, которые будут направлены на самый перспективный контингент – нашу молодежь.
Низкая заинтересованность подростков, на наш взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных действий, примеров, не просто слов о «улучшении экологической ситуации».
В начале работы над реализацией проекта нами вместе с коллективом учреждения были предложены несколько мероприятий, которые нашли живой отклик у учащихся – стали проводить ежегодные трудовые десанты. Направления трудовых десантов были каждый год разные – «Охрана водных ресурсов», «Охрана лесов», «Охрана сада» и т.д.
Ежегодно учащиеся учреждения, представляют свои научно-исследовательские работы в научно-практической (заочной) конференции, «Молодёжь и экологические проблемы современности», где занимали в конкурсе исследовательских работ 2 и 3 места.
Постепенно стал заметен большой интерес учащихся к различным экологическим акциям, реализуемым в рамках Проекта. На данном этапе учащиеся сами предлагают принять участие в различных мероприятиях, совместно с педагогами намечают направления исследовательских работ и мероприятий, проводимых в рамках Проекта.
В начале реализации социально значимого проекта экологической направленности нами был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.
Основные этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный.
1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все желающие учащиеся и педагоги учреждения.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Оценка экологической обстановки в деревне Уза.
4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.
5. Определение основных направлений по благоустройству территорий фруктового сада и его очистке.
6. Организация работы экологического и трудового отрядов.
II этап – Практический.
1. Выполнение учебно-исследовательских работ учащихся под руководством педагогов;
2. Участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах;
3. Участие в акции «Очисти сад» - сентябрь 2023, июнь 2024;
4. Участие в акции «Чистая деревня» - ежегодно, апрель-май;
5. Приведение в порядок фруктовых деревьев: обрезка, побелка – ежегодно, весенне-летний сезон;
7. Проведение флэш-моба по сообщению о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ и т.д.;
8. Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в специальных изданиях;
9. Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Использование собранного материала в учебном процессе.
4. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
Распространение в СМИ информации о деятельности учащихся и педагогов учреждения по реализации проекта - в течение срока реализации проекта.
Заключение
Результатом данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности учащихся и педагогов учреждения, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого учащегося; педагогической поддержки становления личности подростка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, деревни.
В ходе реализации проекта «Защитим сад» предполагается достижение следующих результатов:
- Организация совместной деятельности учащихся, педагогов учреждения, жителей деревни Уза по реализации основных мероприятий проекта;
- Повышение гражданской сознательности учащихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей страны;
- Повышение интеллектуального уровня учащихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;
- Мотивирование учающихся к бережному отношению к окружающей природе, здоровому образу жизни;
- В итоге обобщения результатов проекта определяется направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Коллектив работников учреждения совместно сместными житями наводят порядок в заброшенном саду д.Уза
Работы на фестиваль скворчеников
Закладка сада на территори Узовской средней школы
Посадка цветов на пришкольном участве