МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению педагогического инновационного опыта
ГУО «Узовская средняя школа Буда-Кошелёвского района»
в массовую образовательную практику
Тема инновационного проекта: «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»
Аннотация
Предлагаемые методические рекомендации содержат теоретическое обоснование и материалы практической реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации». По аналогии описанный проект можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учётом особенностей региона и учреждения образования.
Адресованы руководителям учреждений образования, заместителям директора по воспитательной работе.
Введение
Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учениками и учениками, учениками и учителями, администрацией и учителями, учителями и родителями, учениками и родителями). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.
Проблема формирования конфликтологической компетентности учащихся Государственного учреждения образования «Узовская средняя школа Буда-Кошелёвского района» является одной из наиболее актуальной для ее жизнеспособности. Школьная медиация является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом обучения учащихся, учителей и родителей конструктивному поведению в конфликте, профилактики и коррекции буллинга, насилия, агрессивного и противоправного поведения.
При овладении технологией медиации и коммуникативных техник школьники будут осваивать новую стратегию поведения в конфликтных ситуациях, которая позволит более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры, приобретать широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как самоуверенность, ответственность, беспристрастность, склонность к сотрудничеству.
Для нашего учреждения образования данный проект имеет актуальный характер, так как в современных условиях создание школьных служб медиации направлено на снижение психологического и физического насилия, профилактику школьного буллинга, что является важным направлением по обеспечению психологической безопасности образовательной среды Узовской средней школы. Такая среда способствовала развитию у детей выбора собственного решения и возможности проявления инициативы и активности, созданные условия были направлены на сотрудничество, формирования навыков бесконфликтного поведения и навыков управления конфликтами.
Цель: внедрение организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.
Задачи:
- Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования технологию формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
- Внедрить в практику работы учреждений образования школьные службы медиации.
- Создать методические условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды учреждений образования на основе деятельности школьных служб медиации.
- Изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности.
- Обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта другим учреждениям образования республики.
- Разработать методические рекомендации по созданию школьных служб медиации.
1. Научные теории и разработки, на основе которых создан инновационный проект
Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации. овременное понимание медиации начало формироваться во второй половине ХХ века в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании. Сам термин «медиация» впервые появляется в 1947 году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между работодателями и профсоюзами «Federal Mediation and Conciliation Service». В 60-70 е годы во многих странах закладываются основы медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров.
С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной законодательством Республики Беларусь, наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена судебной системой и повсеместно внедряется при рассмотрении различных споров. Основополагающими принципами школьной медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, сотрудничество и конструктивный характер переговоров.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.); положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров
2. Сущность инновационной модели
С целью успешной реализации инновационного проекта создана управленческая команда, которая включилась в поиск путей решения поставленных задач. Распределение функциональных обязанностей инновационного проекта обеспечивает принцип делегирования управленческих полномочий. Директор школы Лукьяненко Н.И. – руководитель инновационного проекта, осуществляет общее руководство инновационной деятельностью; заместитель директора по учебной работе Плющай Е.А. – координатор реализации проекта, обеспечивает организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности, оказывает консультативную помощь педагогическим работникам в вопросах реализации инновационного проекта; педагог-психолог Янкович Т.В. и педагог социальный Скрипка И.В. – обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности.
Управленческая команда инновационного проекта обеспечивает:
- открытость и гласность содержания инновационной деятельности педагогического коллектива, своевременную оценку результатов реализации инновационного проекта;
- организационно-управленческое, нормативное правовое, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности;
- наличие и своевременное пополнение ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых), повышающих эффективность реализации проекта;
- повышение квалификации педагогов-новаторов;
- повышение статуса и конкурентоспособности учреждения образования.
3. Описание структуры и содержания внедряемой инновационной технологии.
Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:
- созданием в учреждении образования школьной службы медиации;
- специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;
- использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;
- развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждении общего среднего образования.
Успешному решению цели и задач инновационной деятельности способствует психолого-педагогическое моделирование воспитательного процесса в школе, результатом которого является разработанная технология (рис. 1).
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический и результирующий.
Целевой компонент технологии – формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – выступает системообразующим фактором, определяющим результат практического применения и наполняемость других блоков модели. В сложном процессе формирования конфликтологической компетентности очевидна необходимость междисциплинарного сотрудничества с другими дисциплинами: психология общения, психология личности, право, педагогика, социология и другими.
Содержательный компонент описывает основные компоненты конфликтологической компетентности, которая чаще всего рассматривается как вид социально-психологической компетентности. Связь компонентов конфликтологической компетентности определяется взаимообусловленностью когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих. Когнитивный компонент – это осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, ценностных установках. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов.
Организационный компонент определяется методами и формами реализации представленной технологии.
Доминирующей формой реализации технологии является создание Школьной службы медиации и разрешения конфликтов, которая работает со всеми видами школьных конфликтов, а также со спорами, связанными с нарушениями дисциплины и правонарушениями со стороны учащихся на основе принципов медиативного и восстановительного подхода. Также технология предполагает обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.
Основными формами обучения выступают активные методы обучения и социально-психологический тренинг.
Активные методы обучения побуждают участников школьного сообщества к самостоятельному поиску решений различных ситуаций, активизируют их познавательную деятельность, формируют практические навыки и умения. Знания, полученные в условиях осуществления эмоционально окрашенной деятельности, переносятся на новые ситуации. Тренинг предполагает использование активных методов обучения, которые включают в себя ролевые игры, анализ конкретной ситуации, мозговой штурм, групповые дискуссии, психотехники, учебные практические медиации и т.д.
Такие методы развивают умение слушать собеседника, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, конструктивно разрешать конфликты, способствуют формированию открытости и готовности к принятию личностных различий, к поиску общих интересов, развитию конфликтологической компетентности.
4. Выявленные условия эффективности внедрения инновации
Участники проекта характеризуются достаточно сформированным инновационным потенциалом, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм обучения. По результатам анкетирования участников инновационного проекта, педагоги характеризуются достаточной готовностью и мотивацией к инновационной деятельности, готовы реализовывать свои потребности в саморазвитии, получают профессиональное удовлетворение от освоения новых технологий, а также верят в положительный результат инновационной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, просветительского характера (оказание методической помощи педагогам, проведение диагностики и просвещение всех субъектов образовательного процесса). Работа осуществляется педагогом-психологом Янкович Т.В. и педагогом социальным Скрипка И.В. Диагностический инструментарий соответствует критериальной базе инновационного проекта.
С целью успешной реализации инновационного проекта созданы необходимые условия. Разработка локальных актов позволила установить взаимодействие с консультантом проекта Сыс Сергей Валерьевич, заместитель начальника отдела международных связей УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», тренер, медиатор на договорной основе, системная работа с которым обеспечила сбалансированность ресурса для реализации инновационного проекта. Благодаря тесному сотрудничеству налажено сетевое взаимообщение через скайп, Гугл-аккаунт, вебинары, on-line конференции, выездные семинары для родителей и педагогов, что обеспечило возможность системного общения с консультантом и другими участниками инновационного проекта, своевременного получения актуальной и значимой информации для реализации проекта.
5. Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
С целью успешного осуществления инновационного проекта в учреждении образования была разработана программа инновационной деятельности и составлен календарный план. Педагогами-участниками инновационного проекта на протяжении трёх учебных лет велись педагогические дневники. В рамках реализации проекта на протяжении 2019-2022 годов веась работа по оценке количественных и качественных показателей проводимой инновационной деятельности (в соответствии с критериями и показателями эффективности инновационной деятельности в рамках проекта).
В рамках подготовительного этапа с участниками образовательных отношений проведены информационная кампания по внедрению технологии формирования конфликтологической компетентности, диагностические мероприятия по выявлению конфликтологической компетентности и практической готовности к работе в качестве медиатора. Эти мероприятия позволили сформировать группу медиаторов в составе педагогов (6 человек), обучающихся (8 человек).
Работу по подготовке медиаторов из числа обучающихся VIII, IX классов проводил педагог социальный на тренингах, в рамках шестого школьного дня. Помимо этого в учреждении образования велась работа по подготовке волонтёров равного обучения из числа учащихся VII-го класса, что способствовало формированию у них коммуникативных навыков, навыков работы в группе, навыков конструктивного социального взаимодействия, что рассматривалось как показатель многоаспектности проводимой в учреждении образования работы по развитию конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
Данная практика также позволила подойти к подготовке медиаторов из числа учащихся системно и выстроить работу по их подготовке на основе чётко спланированного методического материала. Данная практика подготовки медиаторов из числа обучающихся будет продолжена и в последующем, с тем, дополнением, что в кандидаты волонтёров-медиаторов необходимо будет рассматривать учащихся начиная с VII-го класса (что позволит медиаторам работать в школьной службе медиации более продолжительный период).
Работу по подготовке медиаторов из числа педагогов и законных представителей обучающихся в учреждении образования проводил педагог-психолог с использованием ежемесячных тематических тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, веб-консультирования. Совместная подготовка медиаторов из числа учащихся и медиаторов из числа педагогов и родителей осуществлялась в рамках учебных медиаций и супервизий для медиаторов, которые проводились специалистами СППС учреждения образования ежемесячно.
В рамках реализации практического этапа работа велась по направлениям: методическая работа, работа с медиаторами из числа участников образовательных отношений, работа с коллективом учреждения образования по формированию культуры бесконфликтного общения, информационная деятельность, мониторинг.
Работа в рамках инновационного проекта охватывала все направления воспитательной работы учреждения образования. Такое построение работы в рамках практического этапа позволило решить основную задачу – внедрить в практику воспитательной работы учреждения образования технологию формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
В рамках мероприятий практического этапа значительное место отведено сотрудничеству с родительской общественностью. На общешкольных и внутриклассных родительских собраниях рассмотрены вопросы формирования конфликтологической культуры, правила бесконфликтного общения.
Самое значительное место в реализации мероприятий практического этапа занимает непосредственная работа с участниками образовательных отношений. Её осуществляют как медиаторы из числа учащихся, так и педагоги, и законные представители обучающихся, являющиеся участниками Школьной службы медиации:
-выпуск информационных материалов по бесконфликтному поведению (психологический вестник ”Поговорим о конфликтах“, памятка для педагогов ”20 законов жизни“);
-тематические родительские собрания;
-консультации для педагогов;
-тренинги по подготовке медиаторов (”Общение в конфликтах“, ”Моё поведение в конфликте“, ”Круги сообществ: как разрешать конфликты в школьной группе“, ”Искусство переговоров“, ”Искусство жить в мире с другими“, ”Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов“);
-учебные медиации.
Оформлен информационный стенд, благодаря чему любой учащийся школы мог наглядно определить, к кому обращаться за помощью в разрешении конфликтов.
В марте 2021г. проведен семинар-практикум «Альтернативные способы разрешения школьных конфликтов», педагогический коллектив познакомился с перспективной технологией конструктивного разрешения конфликтов с участием учащихся-медиаторов, которые являются для участников конфликта нейтральными, беспристрастными.
В ноябре 2021 проведен круглый стол с педагогами «Школьная медиация: перспективы развития». Рефлексируя полученные знания, педагоги отметили, что овладение навыками медиации для современного учителя очень важны.
В январе 2022 проведен практикум «Как разрешать конфликты в школьной группе», на котором педагоги познакомились со способами профилактики педагогических конфликтов. Занятие показало, что подобные мероприятия важны для предотвращения и решения конфликтных ситуаций как среди учащихся, так и в родительской среде.
С сентября 2019г. по февраль 2020 года педагог-психолог провела с учащимися 8 класса следующие занятия по формированию компетентности в области конфликтологии: «Я и конфликт», «Пути выхода из конфликтной ситуации», «А нужен ли конфликт?», «Формирование толерантности», «Мы такие разные, мы такие похожие». Занятия с элементами тренинга позволили каждому участнику расширить представление о таком понятии, как конструктивный конфликт, его особенностях и структуре. Каждый участник тренинга смог проанализировать свой преобладающий стиль поведения в конфликте, а также индивидуальное сочетание ценностных ориентаций (доверие, сотрудничество, ответственность), важных для конструктивного конфликта. Все вышеперечисленные занятия носили ознакомительный характер, ставилась цель погружения в тему проекта.
Родители участвовали в проведении совместных мероприятий (веселые старты «Папа, мама, я - спортивная семья»). Ежегодно проводился общешкольный конкурс красоты «Мисс школы».
На базе школы на системной основе проводятся спортивные мероприятия для участия в которых привлекаются родители. Такая совместная работа способствует сближению родительской общественности со школой, родители видят не только внешнюю сторону взаимодействия внутри школьного коллектива, а становятся непосредственными участниками этого процесса.
С участием волонтеров школьной службы медиации прошли следующие мероприятия: день психического здоровья, день без конфликтов, декада правовых знаний, декада здорового образа жизни. В рамках их проводились различные акции, тематические классные и информационные часы. Целью школьной службы медиации при их проведении стало формирование благоприятного психологического климата в классных коллективах и среди педагогов.
Результаты инновационной деятельности
Процесс реализации инновационного проекта, по мнению педагогов и руководителя учреждения образования, прошёл успешно. Успешность реализации проекта подтверждается проводимым мониторингом.
Значительных проблем в инновационной деятельности коллектив не испытывает.
Запланированные планом мероприятия реализованы в полном объёме, поставленные цели и задачи достигнуты полностью. Создана группа учащихся и педагогов, которые прошли обучение по программе медиации. Проведена соответствующая подготовка нашей команды медиаторами. Результатом на данном этапе можно считать управленческую зрелость участников проекта, стремление к саморазвитию.
Выводы
Участие в инновационном проекте позволило участникам образовательных отношений, прежде всего учащимся, принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их, признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
В результате практики медиации и разрешения конфликтов у учащихся повысилась самооценка, развились лидерские качества, улучшились коммуникативные навыки.
Учащиеся приобрели навыки уверенного поведения, научились управлять своими эмоциями, ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Основными показатели эффективности деятельности школьной службы медиации являются: 1) снижение количества школьных конфликтов; 2) снижение количества правонарушений со стороны учащихся; 3) улучшение социально-психологического климата школьного класса; 4) рост сотрудничества между педагогами и родителями; 5) более глубокая вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.
Медиация создает эталон межличностных отношений, в которых человек может защитить свои интересы, не ущемляя интересов другой стороны конфликта. Медиация способствует не только урегулированию конфликтной ситуации, но и сохранению отношений сторон, ответственному подходу к дальнейшему взаимодействию друг с другом